Экспонаты
Скульптура «Бобчинский и Добчинский». Из серии «Гоголевские типы». 1953. Воробьёв Б.Я., Ризнич И.И.
Скульптура «Бобчинский и Добчинский». Из серии «Гоголевские типы». 1953. Воробьёв Б.Я., Ризнич И.И.
Название
Скульптура «Бобчинский и Добчинский». Из серии «Гоголевские типы»
Место создания/находки
г. Ленинград
Изготовитель
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова
Автор
Воробьёв Борис Яковлевич (1911-1990)
Ризнич Иван Иванович (1908-1998)
Датировка
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная
Размер
Высота 12,0 см; диаметр основания 6,5 см
Надписи, подписи
по бисквиту штампом красным: 218
Клейма, марки
по бисквиту штампом синим: ЛФЗ / 1 сорт
Аннотация
В интерпретации Гоголя образы Бобчинского и Добчинского нелепы и беспомощны, они хотят что-то значить в общественном смысле, но обречены попадать впросак, они смешны и трагичны — в структуру чиновнической епархии не входят, вот и пытаются доказать своё участие в жизни города; не появись они сами — о них никто и не вспомнит, оттого и суетятся. Бобчинский и Добчинский были первыми, кто связал предостережение об инкогнито из Петербурга с реальным Хлестаковым: «… да на дороге Пётр Иванович говорит мне: «Сегодня, я знаю, привезли в трактир свежей сёмги, так пойдём закусим». Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек…». На афише первого представления (в постановке 19 апреля 1836 года, Санкт-Петербург) среди прочих исполнителей значатся: Пётр Иванович Добчинский — господин Кромолей; Пётр Иванович Бобчинский — господин Петров. Об этих актерах ничего установить не удалось — скорее всего, информации о них не сохранилось. Однако Театральная энциклопедия называет исполнителем роли Бобчинского в 1836 году (год первого представления «Ревизора») Александра Евстафьевича Мартынова – известного русского актера, одного из основоположников русской школы сценического реализма. Возможно, что Мартынов, в 1836 году ещё начинающий артист, только что зачисленный в труппу в том же году, был во втором составе премьерного спектакля. Досконально известно, что эту постановку Гоголь не принял полностью, его угнетало водевильное решение серьёзной пьесы. Игра исполнителей Бобчинского и Добчинского особенно возмутила Гоголя: «…они оказались до такой степени кривляками, что просто было невыносимо…».
Персоналии
Воробьёв Борис Яковлевич (Автор модели)
Ризнич Иван Иванович (автор эскиза росписи)
Коллекция
Фарфор современный
Музейный номер
ГМК КП 2033. ФР 12168
Номер в ГК