Экспонаты
Чашка «Москва – Большой театр. 2». 1949. Протопопова Л.В.
Чашка «Москва – Большой театр. 2». 1949. Протопопова Л.В.
Название
Чашка «Москва – Большой театр. 2»
Место создания/находки
г. Ленинград
Изготовитель
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова
Автор
Протопопова Людмила Викторовна (1906-1981)
Датировка
Материал, техника
фарфор; надглазурная роспись, золочение, цировка
Размер
Высота 7,8 см
Надписи, подписи
надглазурно от руки красным: "Москва – Большой театр – 2" / II -49 г. / Л. Протопопова
Клейма, марки
надглазурно от руки красным: ЛФЗ
Аннотация
Историю театра принято вести с 28 (17) марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776—1789 годах был построен Большой Петровский театр. Театр получил название по улице Петровке, в начале которой он стоял на тесном участке, окружённый хаотичной застройкой. Петровский театр Меддокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело. В 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Переработку проекта поручили архитектору О. И. Бове. Театр открылся 18 (6) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева. С 1918 года Большой театр стал называться академическим. В течение нескольких лет после октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра; многие высказывались за его закрытие. В 1922 году Президиум ВЦИК постановил считать закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны.
Персоналии
Протопопова Людмила Викторовна (Автор)
Коллекция
Фарфор современный
Музейный номер
ГМК КП 13960/1. ФР 18389/1
Номер в ГК