Экспонаты
Скульптурная группа "Мадам Оргон " (по мотивам одноименной комедии Ж.-Б. Мольера "Тартюф"). 1987. Бржезицкая А.Д.
Скульптурная группа "Мадам Оргон " (по мотивам одноименной комедии Ж.-Б. Мольера "Тартюф"). 1987. Бржезицкая А.Д.
Название
Скульптурная группа "Мадам Оргон " (по мотивам одноименной комедии Ж.-Б. Мольера "Тартюф")
Комплект
Композиция "Тартюф"
Место создания/находки
г. Ликино-Дулёво
Изготовитель
Дулёвский фарфоровый завод им. газеты "Правда"
Автор
Бржезицкая Аста Давыдовна (1912-2004)
Датировка
Материал, техника
фарфор; роспись подглазурная, золочение
Размер
Высота 23,3 см; ширина 16,5 см
Надписи, подписи
с обратной стороны кресла на спинке голубая надпись: "МХАТ Мольер "Тартюф" режиссер А. Эфрос"
Клейма, марки
Аннотация
Образцом "высокой комедии" может служить "Тартюф". Борьба за постановку " Тартюфа" шла с 1664 по 1669 год; в расчете на разрешение комедии Мольер трижды ее переделывал, но смягчить своих противников не смог. Противниками "Тартюфа" были могущественные люди — члены Общества Святых Даров, своего рода мирского отделения при ордене иезуитов, которое исполняло функции негласной полиции нравов, насаждало церковную мораль и дух аскетизма, лицемерно провозглашая, что борется с еретиками, врагами церкви и монархии. Доносы тайных агентов этого общества причиняли много зла, так что современники прозвали его "заговором святош". Но иезуиты в этот период безраздельно господствовали в религиозной жизни Франции, из их числа назначались духовники королевской семьи, и королева-мать, Анна Австрийская, лично покровительствовала Обществу Святых Даров. Поэтому, хотя королю понравилась пьеса, впервые представленная на придворном празднестве в 1664 году, пойти против церковников, убеждавших его, что пьеса нападает не на ханжество, а на религиозность вообще, Людовик до поры до времени не мог. Только когда король временно рассорился с иезуитами и в его религиозной политике наступила полоса относительной терпимости, "Тартюф" был наконец поставлен в его нынешней, третьей по счету, редакции. Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и принесла ему наибольший прижизненный успех.
Персоналии
Бржезицкая Аста Давыдовна (Автор)
Публикации
"Аста Бржезицкая" Дулево Мастера Советского фарфора, г. Москва Беговая улица д.24 пом V ООО Издательство "Среди коллекционеров". 2008, с.241 (илл. часть книги № 121); Аудиозапись беседы сотрудников РГБИ с А.Д. Бржезицкой. 1999 г.; Загарова Н.А. "Бржезицкая рассказывает..." - интервью. Подольск. 2001 г. с.17; Личный архив А.Д. Бржезицкой; собрание З.В. Комиссаровой.
Коллекция
Фарфор современный
Музейный номер
ГМК КП 11806/4. ФР 17148
Номер в ГК