Экспонаты
Скульптура «Коробочка». 1950-е. Воробьёв Б.Я., Ризнич И.И.
Скульптура «Коробочка». 1950-е. Воробьёв Б.Я., Ризнич И.И.
Название
Скульптура «Коробочка»
Место создания/находки
г. Ленинград
Изготовитель
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова
Автор
Воробьёв Борис Яковлевич (1911-1990)
Ризнич Иван Иванович (1908-1998)
Датировка
Материал, техника
фарфор; надглазурная полихромная роспись, золочение
Размер
Высота 12,0 см; основание 8,8 х 6,0 см
Надписи, подписи
в массе от руки: Т
Клейма, марки
Аннотация
Небогатая помещица, «коллежская регистраторша» Коробочка из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» спокойно живет в своем маленьком домике, и вся ее жизнь заполнена лишь заботами о хозяйстве. Узенький дворик Коробочки полон птицы и всякой другой домашней твари, а за двориком тянутся пространные огороды, в которых есть фруктовые деревья, «накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев», Деревенька у нее «не маленькая» и содержится в порядке. Коробочке известны цены на мед, сало и пеньку, и она хорошо знает, когда их можно выгоднее продать. Коробочка крайне ограниченна. Она знает, как сохранить от воробьев и сорок фруктовые деревья, но никак не может сообразить, для чего потребовались Чичикову «мертвые души», тем более, что никакого проку в них она не видит. Патриархальностью веет от домашней обстановки Коробочки. В ее комнатах все больше старинные предметы: портрет старика с красными обшлагами на мундире, «какие нашивали при Павле Петровиче», старинные маленькие зеркала с темными рамками, старые часы с шипеньем вместо боя, старая колода карт. Ни в чем нет даже слабого намека на живую жизнь и серьезные интересы. Но, может быть, Коробочка с ее ограниченностью и невежеством -лишь редкое явление провинциальной глуши? Гоголь с грустью заключает: нет. Убожество, свойственное Коробочке, страсть к деньгам, стремление к наживе, корысть, тупость и невежество - это черты, типичные не только для Коробочки, но и для различных слоев господствовавшего класса вообще, для его верхушки.
Персоналии
Воробьёв Борис Яковлевич (Автор модели)
Ризнич Иван Иванович (автор эскиза росписи)
Коллекция
Фарфор современный
Музейный номер
ГМК КП 10750. ФР 16647
Номер в ГК