Экспонаты
Скульптурная композиция «Принцесса». 1971. Бржезицкая А.Д.
Скульптурная композиция «Принцесса». 1971. Бржезицкая А.Д.
Название
Скульптурная композиция «Принцесса»
Комплект
сюита "Вахтанговцы. Принцесса Турандот"
Место создания/находки
г. Ликино-Дулёво
Изготовитель
Дулёвский фарфоровый завод им. газеты "Правда"
Автор
Бржезицкая Аста Давыдовна (1912-2004)
Датировка
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Размер
44,0 х 37,5 х 12,5 см
Надписи, подписи
на постаменте золотом авторская метка из букв: а бр
Клейма, марки
Аннотация
Последним спектаклем, который в 1922 году успел поставить Евгений Вахтангов, стала постановка «Принцесса Турандот». Первое представление состоялось 28 февраля 1922 года Новаторская идея Вахтангова о постановке иронической сказки принесла постановке большой успех. В постановке Е. Б. Вахтангова на первый план выходит не сюжет классической сказки, а остроумные современные комментарии самих действующих лиц. Актёры не только создают психологический образ персонажей, но ещё и выражают собственное отношение к ним и к сюжету, то ироничное, весёлое, насмешливое; то трогательное и лиричное; порой сатирическое. Не случайно и решение использовать немудрёный реквизит - постановка сразу настраивает на весёлый карнавальный лад. Борода — полотенце, на резиночке; скипетр — спортивная теннисная ракетка; лестница-стремянка при желании превращается во что угодно, хоть в музыкальный инструмент. Обычные предметы «играют» в умелых руках актеров. Актёры словно оказываются в детской игре, когда обычные бытовые предметы силой воображения преобразуются в иные, необходимые для следования сказочного сюжета. Но и полностью войти зрителю в сказку не дадут; тут же вернут к действительности суровым окликом к расшалившемуся партнёру: «Не ломай театральную мебель!» Зрители и актёры таким образом находятся не внутри действия, а несколько со стороны. Считается, что вахтанговская трактовка спектакля повлияла на дальнейшее развитие жанра литературной сказки.
Персоналии
Бржезицкая Аста Давыдовна (Автор)
Публикации
"Аста Бржезицкая" Дулево Мастера Советского фарфора, г. Москва Беговая улица д.24 пом V ООО Издательство "Среди коллекционеров". 2008, с.233-234 (илл. часть книги №87); "Аста Бржезицкая. Расписная фарфоровая скульптура", г. Москва. 1983 г.; "Выставка живописи и скульптуры. МОСХ РСФСР" - каталог, г. Москва. 1973 г. с. 65; "Московские скульпторы" - сборник, г. Москва. 1986 г.; Архив КНИВГ (коллекция Нины и Вадима Гинзбург), г. Москва; Аудиозапись беседы сотрудников РГБИ с А.Д. Бржезицкой. 1999 г.; Б.М. Поюровский. Л.Г. Крамаренко. "В постановке скульптора Асты Бржезицкой" - "Диафильм. Госкино СССР". Г. Москва. 1975 г.; В. Свирин. "Азартное дело" - статья Б/г. кон. 1980-х гг.; Кавецкая С. "Фарфоровый народец" Асты Бржезицкой" - статья. "Декоративное искусство СССР" -журнал №4. 1984 г. с.44; Личный архив А.Д. Бржезицкой; собрание З.В. Комиссаровой.; Немчинов Д. "Показывает Дулевская академия" - статья, с. 18 (тон. илл. с датировкой 1973 г.); Павлова Е. "Соавтор - огонь" - статья. Б/г. сер.1970-х гг.
Коллекция
Фарфор современный
Музейный номер
ГМК КП 5273. ФР 13293
Номер в ГК