Выставки
Кабинеты из собрания Музея-усадьбы «Кусково», с 10 октября 2019 г. по настоящее время
Кабинеты из собрания Музея-усадьбы «Кусково», с 10 октября 2019 г. по настоящее время
Тип выставки
Виртуальная
Название выставки
Кабинеты из собрания Музея-усадьбы «Кусково»
Даты проведения выставки
с 10 октября 2019 г. по настоящее время
Аннотация
В коллекции Музея-усадьбы "Кусково" хранится более десятка кабинетов, преимущественно западноевропейской работы, созданных в XVI – XIX вв. Большинство из них происходит из собрания графов Шереметевых. Кабинеты (от фр. cabinet) были наиболее популярны в Европе в XVI – XVII вв., и по праву заслужили звание знакового предмета эпохи Ренессанса и раннего барокко. Первые кабинеты появились в Испании в первой половине XVI в. Они полностью отвечали своему названию – escritorio, так как использовались для письма и представляли собой прямоугольный "сундук" с откидной передней доской, служившей рабочей поверхностью. Внутри, располагались многочисленные ящики, в которых удобно было хранить письменные принадлежности, бумаги и драгоценности. Изначально их декор основывался на узорах, заимствованных из мавританского искусства, выполненных с использованием инкрустации из кости. Позднее в декор проникают новые мотивы, навеянные итальянским Ренессансом. По мере вхождения в обиход и роста популярности кабинетов их начинают производить и в других странах Западной Европы, зачастую копируя испанские образцы. Наибольшим разнообразием обладали мебельные мастерские Италии. Для Лигурии был характерен особый тип кабинетов – украшенный резьбой шкаф-бюро. В Тоскане производились кабинеты для хранения, декорированные каменной мозаикой (pietre dure). В подвластном Испании Неаполе создавали кабинеты с плакетками из гравированной слоновой кости. Главным немецким центром производства кабинетов был Аугсбург, где создавались предметы, украшенные маркетри, сюжеты которых заимствовались с гравюр. Здесь же появилась особая разновидность роскошных кабинетов, не менее ценных, чем предметы, хранившиеся в них. В первой половине XVII в. в Амстердаме появляется мастерская Германа Думера, специализирующаяся на работе с эбеновым деревом. Во второй половине XVII в. в Нидерландах была создана группа кабинетов, декорированных в технике, не использовавшейся ранее – гравировка по зеркалу, инкрустированная в эбеновую фанеровку. Ведущим международным центром производства кабинетов в XVII столетии становится фламандский Антверпен, где наряду с эбеновой фанеровкой использовался живописный декор, ставший торговой маркой мастерских этого города. Наиболее ранние французские кабинеты XVII в. представляли собой достаточно громоздкую конструкцию, фанерованную эбеновым деревом и декорированную резьбой невысокого профиля. В середине XVII в. им на смену приходят кабинеты работы Пьера Голе, а вслед за ним и Андре Шарля Буля, ставшие заключительным этапом развития кабинета как во Франции, так и в Европе в целом. В XVIII в. этот знаковый для эпохи Ренессанса и барокко предмет мебели теряет свою актуальность. Использование нарративных сюжетов в декоре позволяет выделить кабинеты из числа прочих предметов меблировки. Сюжеты, использовавшиеся в декоре западноевропейских кабинетов, можно разделить на три основные группы: библейские, мифологические и литературные. Среди библейских сюжетов превалировала ветхозаветная тематика. В свою очередь мифологические мотивы заимствовались из «Метаморфоз» Овидия. В декор могли включать и аллегории, что в большей степени свойственно декору кабинетов XVI в. Основным источником вдохновения была гравюра, и лишь в исключительных случаях живопись.