Вернуться
10 из 10
Просмотрено 10 из 10
Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, с 17 мая 2019 года до 8 сентября 2019 года
Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, с 17 мая 2019 года до 8 сентября 2019 года
Тип выставки
Реальная
Название выставки
Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве
Даты проведения выставки
с 17 мая 2019 года до 8 сентября 2019 года
Аннотация
На выставке представлены произведения из собрания музея, объединённые общей темой: «Усадьба Кусково». Красота архитектурно-паркового ансамбля XVIII века часто привлекала и вдохновляла художников. В XX столетии виды музея-усадьбы были запечатлены в работах многих именитых живописцев, мастеров гравюры и декоративно-прикладного искусства. В 1960 году район Вешняки, на территории которого располагается усадьба «Кусково», вошёл в состав Москвы и с этого времени начинается период массового строительства многоэтажного жилого фонда. Усадебный парк становится излюбленным местом отдыха новых жителей района. На картинах 1963 года Ивана Антипова узнаваемые архитектурные памятники усадьбы служат лишь фоном для изображения многочисленных посетителей музея. Здесь прогуливаются родители с детьми, в тени деревьев играют пионеры, сюда приезжают молодожёны. Общее мажорное настроение эпохи нашло своё отражение в яркой колористической палитре, выбранной художником. Уникальная атмосфера «галантного века» вдохновила Надежду Девишеву на создание серии автолитографий на которых, словно в старинном зеркале, предстают величественные павильоны, а по аллеям парка гуляют дамы и кавалеры. Для мастера гравюры Виталия Клеруа источником вдохновения стали зимние пейзажи усадьбы, когда на смену утопающему в зелени листвы и солнечных лучах парку приходят одетые в снежные шубы стриженые липы, а синие тени деревьев и павильонов скользят по белоснежным аллеям. В 1987–1988 годах Валерий Власов создал серию гравюр «Усадьба Кусково». Извилистые линии офорта создают неповторимый эффект вибрации поверхности изображения. Благодаря этому приёму кажется, что на гравюрах запечатлено мгновение, в которое беглый взгляд уловил мимолётную красоту. Особая декоративность и дополнительная глубина изображения достигнуты мастером посредством включения в композицию элементов растений или архитектуры, которые как бы выходят за границы изображения. Тонкая гармония природы, архитектуры и скульптуры служила источником вдохновения для московского живописца Сергея Розанова, многократно возвращавшегося к теме Кускова в своих произведениях конца 1970-х – начала 1980-х годов. Тонкая гармония природы, архитектуры и скульптуры служила источником вдохновения для московских живописцев Сергея Розанова и Николая Юдакова многократно возвращавшихся к теме Кускова в своих произведениях конца 1970-х – начала 1980-х годов. Картины «Вид на Дворец и Швейцарский домик» и «Вид на Голландский домик», созданные московским художником, скульптором и мастером ассамбляжа (техника, в которой подобно коллажу, на плоскости объединяются объёмные предметы) Борисом Смертиным в 1986 году, отличает графичность в исполнении архитектуры, четкость и стройность в построении композиции. Излюбленными темами работ Николая Баранова были интерьеры старых дворянских усадеб. В серию картин, созданную в 1966 году, вошли изображения интерьеров Дворца, запечатленные в беглой живописной манере: «Кусково. Вседневная опочивальня Дворца» и «Кусково. Библиотека Дворца». Керамические и фарфоровые произведения, сгруппированные в витринах, воспевают красоту Кускова всех времён года и славят уникальные культурные явления этого места: «Осень галантного века в подмосковном Версале». Единственному в России, Государственному музею керамики, разместившемуся в бывшей подмосковной усадьбе графов Шереметевых, посвятил сервиз «Кусково-осень-2012» Борис Калита. В его сложных посудных формах увековечены архитектурные детали элегантных павильонов французского регулярного парка XVIII века Эрмитажа и Грота, скульптурные элементы декора Дворца и силуэт колокольни. Мастерское ощущение фарфора и конструктивности рождает уникальное свойство: все его сервизные предметы – это не столько посуда, сколько пластика. Ностальгией по «золотому веку» русской усадебной культуры отмечено декоративное блюдо «Кусково. В парке» Риммы Логиновой. «Зима застывшей навеки истории любви в Кусково». Специально для усадьбы Кусково в память о великой любви графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой скульптор-фарфорист Аста Бржезицкая создала скульптурную композицию «Элегия», скульптор-керамист Валерий Малолетков портретный диптих. Очарование словно погрузившейся в сказочный сон графской усадьбы представляет зрителю декоративная композиция «Кусково зимой» Людмилы Петровой. А декоративный пласт «Воспоминание о Кусково» Натальи Куприяновой приглашает вновь и вновь посетить кусковский дворец и перечитать страницы романтической истории любви «русской золушки». «Весна возрождения Государственного музея керамики в Кусково». «Цветущий» вид Большой каменной оранжереи в росписи декоративного блюда «Кусково» Владимира Гориславцева представляет Государственный музей керамики. Именно в помещениях Большой каменной оранжереи «расцветают» разнообразные выставки, представляющие все самые известные мировые художественные центры производства керамики, майолики, фаянса, фарфора, стекла и хрусталя. «Гений места» подчеркивается знаком: в картуше под надписью «Кусково», изображён узнаваемый во всём мире русский кумган с гжельской синей розой – рожденный воображением художника символ Музея керамики. Композиция «Посвящение Кускову» Людмилы Петровой обыгрывает удивительную органичность размещения в барочно-классической павильонной архитектуре французского парка коллекций рафинированного европейского фарфора XVIII века. «Лето туристическое в Кусково». Декоративное блюдо «Выходной» из композиции «Московские парки» Татьяны Шабановой иллюстрирует ещё одну славную традицию – загородный отдых в дачно-курортном Кусково. И в XIX, и в ХХ веке притягательность усадьбы усиливалась манящей прохладой прудов, пляжа на берегу запрудной рощи, масштабной территорией лесопарка – некогда излюбленного места охотных забав XVIII века. Плакетки Людмилы Глебовой продолжают тему летних образов Кускова и являются примером высокохудожественного сувенира-посвящения. Специально к юбилейной выставке объединённых в Кусково музеев, художники-керамисты Василий Шлычков и Елена Малявина создали серию скульптур «Зрители и гости Кусково». Благодаря «керамическому народцу» витрины наполняются жизнью, затейливые сценки притягивают наше внимание и умиляют своей теплотой. И в хрупком стекле нашла отражения тема блистательного Кускова. Гордость музейного собрания – декоративная композиция «Кусково», посвященная архитектурно-парковому ансамблю. В работе, выполненной петербургским художником Александром Ивановым, проявились лучшие традиции искусства гравировки стекла: блестящее владение рисунком, тщательность исполнения, особое чувство материала. Особенно выделена стеклянная композиция «Кусково» Татьяны Шушкановой. Два декоративных скульптурных объекта композиции не случайно названы «Обманками». Они являются авторской интерпретацией образа знаменитой кусковской коллекции живописных «обманок» – плоских раскрашенных деревянных фигур людей в натуральную величину, расставляемых в XVIII веке в павильонах и в парке. В декор одной из форм включены строки поэмы Ивана Долгорукого «Прогулка в Кускове».
Собрание А.В.Морозова: фарфор, керамика, стекло, с 25 января по 14 октября 2019 г.