Выставки
Собрание А.В.Морозова: фарфор, керамика, стекло, с 25 января по 14 октября 2019 г.
Собрание А.В.Морозова: фарфор, керамика, стекло, с 25 января по 14 октября 2019 г.
Тип выставки
Реальная
Название выставки
Собрание А.В.Морозова: фарфор, керамика, стекло
Даты проведения выставки
с 25 января по 14 октября 2019 г.
Аннотация
В 2018 году, спустя ровно 100 лет после национализации коллекций русского искусства московского собирателя Алексея Викуловича Морозова (1857-1934), музей впервые обратился к выставочному проекту, призванному отдать дань одному из выдающихся деятелей отечественной культуры. Его имя долгое время оставалось «в тени» известных меценатов Морозовых и заслуги его в художественной истории России до сих пор не получили достойной оценки. Алексей Викулович Морозов родился 5 октября 1857 года в купеческой старообрядческой семье. Он был старшим сыном почётного потомственного гражданина, мануфактур-советника Викулы Елисеевича Морозова (1829-1894) и принадлежал к четвёртому поколению владельцев крупных текстильных предприятий и к одной из ветвей знаменитого рода Морозовых. В 1894 году, после смерти родителей, Алексей Викулович, будучи старшим сыном в семье, стал во главе «Товарищества мануфактур Викула Морозов с сыновьями». Но уже в 1900 году он передал дело брату Ивану Викуловичу и посвятил свою жизнь составлению собраний русской старины исторического и художественного значения. Основных направлений его собирательства было три: русские гравированные портреты, иконы и русский фарфор. Морозовская коллекция фарфора стала одной их лучших в Москве. Коллекции собирателя располагались в его доме № 21 во Введенском переулке (ныне Подсосенский переулок) Яузской части Москвы. Главной целью Морозова было создание на основе коллекции музея и последующая его передача городу Москве. Однако работы по устройству музея прервались в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем революционными событиями. 19 декабря 1918 года собрание А.В. Морозова было национализировано, и уже в следующем году в особняке был открыт Музей русской художественной старины. После передачи коллекций икон, гравюр и серебра в крупнейшие музеи Москвы, он был переименован в Музей фарфора, и А.В. Морозов был оставлен его пожизненным хранителем. За годы работы в музее он заведовал отделом русского фарфора, руководил экскурсионной работой, изучал коллекцию. Алексей Викулович Морозов умер в Москве 2 декабря 1934 года. Еще при его жизни музей был переименован в Государственный музей керамики (1929 год) и в 1932 году переведен в усадьбу Кусково. В 1920-1930-е годы в состав музея керамики вошли и другие частные коллекции, но собрание Алексея Викуловича до сих пор остается самым крупным из них и является фондообразующим для музея. Настоящая выставка впервые представляет в максимальном объеме основные разделы «фарфорового» собрания А.В. Морозова – русский фарфор, керамику и стекло. Его состав позволяет продемонстрировать высокий художественный уровень и отразить широту охвата истории русского фарфора морозовской коллекции. Своеобразным "прологом" выставки стало экспонирование фото- и графических изображений А.В. Морозова, архивных документов, связанных с национализацией коллекции и деятельностью Алексея Викуловича на первых этапах создания музея. Особый интерес представляют выдержки из его дневника и одна из книг научного описания коллекции, составленного им самим. Представленные в этом зале предметы из фарфора и керамики отобраны, благодаря сохранившимся записям А.В.Морозова, как «Замечательные вещи» из его собрания. Их сопровождают текстовые материалы из этих записей, где коллекционер зафиксировал обстоятельства приобретения предметов, их художественные особенности и уникальность. Самый большой раздел выставки посвящен собранию русского фарфора, которое сам владелец охарактеризовал «выдающимся по полноте и историко-бытовому значению». Эта часть экспозиции представляет широчайшую ретроспективу русского фарфора XVIII–ХIХ веков в собрании Морозова: первоклассные произведения Императорского завода, фарфор всех крупнейших частных заводов – Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Корниловых, редкие изделия малоизвестных фабрик. Интересен подбор разнообразной продукции заводов Гжели и ряда ранних подмосковных фабрик. Почти все самое интересное и значительное, созданное на том или ином заводе, непременно находило место в морозовской коллекции. Среди таких экспонатов предметы с изображением сцен русской жизни завода Гарднера и знаменитые подарочные чашки и бокалы завода Попова с видами Москвы. Часть фарфоровой коллекции иллюстрирует интерес А.В. Морозова в его собирательской деятельности к персоналиям и произведениям, имеющим высокую историческую ценность и значительность тематики. В произведениях фарфора представлена целая галерея портретов русских императоров, членов царской фамилии, прославленных полководцев и других знаменитостей, изображенных как искусными живописцами Императорского завода или хорошо обученными художниками крупных частных предприятий, так и мастерами-самоучками гжельских заводов в наивной лубочной манере. Среди них выделяются кружки завода Батенина в Петербурге с портретами императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, выполненные в редчайшей для русского фарфора технике литофании с эффектом изображения, видимого на просвет. Интересен и коллекционный подбор фарфоровой пластики практически всех известных русских заводов, начиная от ранних скульптурных произведений Императорского и гарднеровского заводов и заканчивая авторскими работами художников начала ХХ века. В нее входят более шестидесяти фигур из серий «Народы России» и «Торговцы и ремесленники», работы ведущих скульпторов XIX века С.С.Пименова и А.К.Шписа, все три работы в фарфоре К.Сомова. Мир литературных образов и оригинальную скульптуру на русскую тему представляют произведения завода Попова. Разнообразная по тематике скульптура одного из лучших заводов Гжели первой половины XIX века – завода Козловых, значительно расширяет представление о творчестве гжельских мастеров. Не менее художественно ценны и разнообразны собрания керамики и стекла А.В. Морозова. «Золотой век» русского фаянса - первая половина XIX века, - представлен изделиями Императорского Киево-Межигорского фаянсового завода и лучших частных заводов: Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева: декоративные тарелки, изящные вазы, кувшины-тоби, повторяющие английские оригиналы, чернильницы и пресс-папье. К уникальным предметам-сувенирам фабрики Ауэрбахов, не имеющих аналогов в других коллекциях, относится чернильница в виде гробницы Наполеона. Интерес к самобытности майолики Гжели последней трети XVIII века иллюстрируют затейливые сосуды – квасники и кумган, а также лаконичная по форме и росписи мелкая пластика Гжели «Священник», «Всадник с нагайкой», «Птица с птенцами». Разнообразны формы гжельского фаянса середины – второй половины XIX века, заводов Жадиных, Новых, Барминых, Макаровых, Корсакова, Малахова. Многие из них декорированы в технике печатного рисунка или выполнены из цветных масс фаянса. В экспозиции представлены редкие образцы фаянсовой и майоликовой скульптуры: «Торговец обувью» Императорского фарфорового завода, уникальный сосуд в виде терракотовой фигуры собаки, созданный на заводе Всеволожского и Поливанова, скульптурные группы «Пластуны», «Купальщицы», «Украинка с цветком», «Французский чистильщик сапог» завода Н.А.Гужева. В этот раздел входят и произведения Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, выполненные в «неорусском стиле» в начале 1900-х годов: «Поющий слепой гусляр» создан по мотивам живописного оригинала В.М.Васнецова «Гусляры» (1899 г.). Две скульптуры женщин в старинных одеждах изготовлены по моделям учениц в майоликовой мастерской, которой руководил известный скульптор и педагог Н.А.Андреев (1873–1932). Небольшая коллекция русского стекла довольно полно представляет ключевые для истории стекла темы и охватывает временной период с середины XVIII до начала ХХ века. Самым ранним предметом является стопа Измайловского завода с надписью «Petr Alex Magn Czar Mosc» (Петр Алекс Князь Цар Моск), а также пять парадных кубков с портретами и вензелями императрицы Елизаветы Петровны и государственной атрибутикой, созданные на Петербургском заводе. Стекло рубежа XVIII-XIX веков представлено изделиями Бахметевского завода, одного из лучших частных стекольных предприятий России. Несомненным раритетом в этом разделе является знаменитый стакан Вершинина с двойными стенками, в узком пространстве между которыми располагается миниатюрный реалистичный пейзаж, сделанный из камешков, мха, соломы, бумаги. Тематику Отечественной войны 1812-1814 годов иллюстрируют бокалы, стопы и кружки Императорского стеклянного завода и завода Бахметевых с портретами фельдмаршалов М.И.Кутузова, П.Х. Витгенштейна, Г.Л. Блюхера, с аллегорическими изображениями героических событий и карикатурами на Наполеона и его армию. Дополняют собрание русского стекла А.В.Морозова несколько предметов, относящихся к образцам зарубежного стеклоделия, среди которых выделяются швейцарские кабинетные витражи конца XVI – первой четверти XVII века - несомненные раритеты не только коллекции А.В.Морозова, но и российских музейных собраний.
Экспонаты выставки Отобрано: 45
Бокал с крышкой конический с изображением на темно-синем фоне герба дворца-Коттеджа в Петергофе, вторая четверть XIX в.
Бокал цилиндрический с изображением в медальоне молочного стекла буквы "А1" и надписью. первая четверть XIX в.
Рюмка коническая с изображением монограммы на медальоне молочного стекла, первая четверть XIX в.
Чашка. Третья четверть XIX в.
Степанов Д.И. Тарелка мелкая. 1849
Степанов Д.И. Тарелка мелкая. 1849 г.