Выставки
Императорский Киево-Межигорский фаянсовый завод. К 220-летию создания, 30 августа – 28 октября 2018 г.
Императорский Киево-Межигорский фаянсовый завод. К 220-летию создания, 30 августа – 28 октября 2018 г.
Тип выставки
Реальная
Название выставки
Императорский Киево-Межигорский фаянсовый завод. К 220-летию создания
Даты проведения выставки
30 августа – 28 октября 2018 г.
Аннотация
Выставка фаянса Императорского Киево-Межигорского завода из собрания Государственного музея керамики приурочена к 220-летию со дня его создания: 5 июля 1798 года был обнародован указ Императора Павла I о создании Казенной фаянсовой мануфактуры. Фабрика была построена в 20 километрах от Киева, где ранее располагался сгоревший Межигорский мужской монастырь. В начале XIX века предприятие получило новое название: Императорский Киево-Межигорский фаянсовый завод. Эта мануфактура стала первым заводом на территории Российской империи по производству тонкого фаянса. Музейная коллекции сложилась в 1920-1935 годах: в нее вошли предметы из созданных после революции хранилищ, музейных и частных собраний, в том числе, А.В. Морозова (1856-1934). Среди российских музейных коллекций собрание изделий этой фабрики в Кусково является одним из лучших: в нем находятся редкие изделия, принадлежавшие знаменитым владельцам, и оно очень разнообразно по составу предметов. Это позволяет раскрыть все этапы производства российского тонкого фаянса, показать особенности этого керамического материала. На выставке представлен фаянс 1814-1857 годов, в разнообразных произведениях которого отражен наиболее успешный период работы предприятия. Экспозиция отражает два периода развития производства: ранний фаянс 1814-1820-х и изделия периода 1830-1850-х годов. I половина XIX века по праву считается временем становления и бурного развития керамической промышленности в России. Правительство дважды (в 1816 и 1822 годах) вводит запретительные тарифы на ввоз иностранных товаров, защищая тем самым отечественных производителей. Начало производства изделий Императорского Киево-Межигорского фаянсового завода решало важнейшую задачу вытеснения с российского рынка привозной английской керамики. Изготовление отечественного тонкого фаянса сулило широкую популярность и немалые выгоды. Для своего времени фабрика являлась крупным керамическим производством: на фабрике работали 380 человек (крестьяне деревень Валки и Новые Петровцы, имевшие опыт гончарства, а также выходцы из киевских мещан). Предприятию принадлежали лесные и земельные угодья, где находились залежи высококачественных глин. Казенная фаянсовая мануфактура с самого основания имела государственную поддержку: на ней выполнялись заказы императорской семьи и российской аристократии, создавались фирменные магазины в городах России, комиссионеры развозили изделия по ярмаркам. До 1804 г. фабрика находилась в ведении Киевского магистрата, далее киевского губернатора, а с 1822 г. стала управляться кабинетом Его императорского Высочества. Особое внимание уделяла ей Академия художеств в С.-Петербурге. Первыми успехами в начале века фабрика обязана керамистам братьям К. и Х. Вимерам, приехавшим из Петербурга. В 1815-1816 гг. на заводе успешно работали профессиональные: технологи И.И. Ермоленко (1783-1827) и П.П. Беденко (1790-1842). Именно они сумели получить качественный фаянс, профиль которого был настолько тонким, что приближался к фарфоровому, а глазурь покрывала керамическую поверхность ровным и прочным слоем. Значительный вклад в художественное развитие киево-межигорского фаянса внес и профессиональный гравер, выпускник Академии художеств в С-Петербурге Д.И. Степанов (1799-1853)- художественный руководитель завода в течение 35 лет. Среди образцов киево-межигорского фаянса 1814-1820-х годов особый интерес представляют изделия, выполненные по заказам Российского Императорского Дома (предметы сервиза для Баболовского павильона в Царском селе) и заказные сервизы знаменитых дворянских фамилий (тарелка из сервиза М.И. Платова (1751-1818), тарелки с видами усадьбы Грузино А.А. Аракчеева (1769-1834). Изображения на изделиях даны в технике печатного рисунка, который был разработан мастерами завода в результате многочисленных опытов в 1811-1815 гг. Именно здесь впервые применили печатный рисунок в российской керамической промышленности. Это позволило значительно снизить стоимость изделий и производить для российского рынка более доступный товар. Изделия 1814-1820-х гг. разнообразны: декоративные тарелки, блюдо, вазы, настольное украшение, предметы из столовых сервизов. Они декорированы печатным рисунком и выполнены в стиле классицизм. В первый раздел также включены предметы, датируемые 1830- ми гг., но их форма относится к более раннему времени. Изделия 1814-1820-х гг. имеют марку в виде надписи в тесте «КIЕВ». Первые три десятилетия были самыми трудными для мастеров фабрики – осваивалось неизвестное производство, складывался стиль, ориентированный на европейские достижения в области фаянса, в частности «английский стиль». Успех стал очевиден на Первой выставке российских мануфактурных изделий в Петербурге в 1829 г.: продукция завода была признана лучшей среди экспонентов по разделу керамики. На протяжении 1830-х гг. фабрика принимала участие во всех промышленных выставках в Москве, Петербурге, Киеве и получала заслуженные награды. Образцы раннего киево-межигорского фаянса дополнены копиями графических портретов владельцев (Платов, Аракчеев) и видами усадьбы Грузино и Баболовского павильона (Царское село). Все произведения 1830-1840-х годов, представленные на экспозиции, отличаются высоким качеством исполнения, благородной простотой и элегантностью. В это время меняется маркировка: на предмете фабрики ставится точная дата изготовления: число, месяц и год. Во второй трети XIX века становится очевидным наступление нового этапа в развитии киево-межигорского фаянса. Прежде всего, меняется заказчик: теперь это небогатые дворяне и чиновники. Вместе с тем, как никогда возрастает влияние моды и начинается производство разнообразных предметов в «исторических стилях». Яркими образцами этого периода являются тарелка и ваза с изображением «китайских сцен». Их создание связывают с именем Н.Ф. Филиппова (1799-1843) - скульптора и живописца с опытом работы на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Огромным успехом у покупателей во второй трети XIX века пользовались изделия из цветных масс фаянса. В 1832 году для императрицы Александры Федоровны был выполнен чайный сервиз на 40 персон из голубого (цветного) фаянса с мелким рельефным цветочным орнаментом, получившим название "гипюровый». В экспозиции находятся тарелка и чашка с подобным декором. Тарелки из собрания А.В. Морозова, выполненные в 1849 году, относятся к последним значительным работам предприятия. Ведущий мастер завода Д.И. Степанов выбирает для них изображения "святых мест" Украины, повествующие о ее древности и героическом прошлом. О широте и разнообразии сюжетов, используемых мастерами для частных заказов 1830-1840-х. гг., свидетельствуют изделия с литературными, историческими (военными) и жанровыми темами декора. Ряд произведений из цветных масс фаянса успешно повторяют столь модные английские оригиналы: парные вазы, чашки с блюдцами, разнообразные сухарницы, тарелка с изображением двуглавого орла. Такая тенденция (копирование) была вполне закономерна в конце 1840-х годов, так как завод испытывал острую конкуренцию с фарфоровыми иностранными и российскими предприятиями. В середине 1850-х годов на Императорской Киево-Межигорской фаянсовой фабрике наметился производственный кризис. Но окончательно разорило его производство введение нового тарифа 1857 года, разрешившего свободный ввоз иностранных товаров в страну, в том числе, европейского фаянса. Несмотря на недолгую историю производства Императорский Киево-Межигорский фаянсовый завод стал важным явлением в российской жизни. Изделия фабрики, выполненные как в классицистическом стиле, так и в стиле «историзма», относятся к европейской линии развития отечественного фаянса. Художественные и технические достижения фабрики в развитии российской керамической промышленности несомненны, ее продукция служила образцом для других частных предприятий: заводов Гарднера, Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева в Гжели. Изящество тонкого межигорского фаянса привлекало коллекционеров уже в конце XIX века. Его образцы находились в знаменитых российских частных собраниях. А.В Морозова, П.И. Щукина, В.Е. Вишневского, впоследствии они поступили в музейные коллекции. Комплектование продолжается и сейчас: ваза с китайским сюжетом, исполненная в 1840 году – одно из последних приобретений музея.