Выставки
Другое искусство: формула красоты в керамике исламского мира XIV - XVIII веков, 14 июня – 21 октября 2018 года
Другое искусство: формула красоты в керамике исламского мира XIV - XVIII веков, 14 июня – 21 октября 2018 года
Тип выставки
Реальная
Название выставки
Другое искусство: формула красоты в керамике исламского мира XIV - XVIII веков
Даты проведения выставки
14 июня – 21 октября 2018 года
Аннотация
На выставке из фондов «Музея-усадьбы «Кусково» впервые представлены собрания керамики мусульманских стран XIV-XVIII веков. Эта коллекция является одной из лучших в Москве и насчитывает более 200 предметов. Они дают представление об основных художественных принципах керамики ислама и иллюстрируют самые яркие страницы декоративного искусства народов Ближнего и Среднего Востока: арабских стран (включающих юг Пиренейского полуострова (Андалусию), Ирана, Средней Азии и османской Турции. Для него характерен особый художественный язык и необыкновенное разнообразие вариантов при сохранении глубокого внутреннего единства. Этот яркий калейдоскоп возник на основе культурных традиций народов в этих регионах и доминирующих принципов ислама. Настоящая выставка керамики стран Ближнего и Среднего Востока дает представление о художественной системе необычного для европейского восприятия «другого искусства». Арабские завоевания значительной части цивилизованного мира принесли не только свою политическую систему и язык, но и новое мировоззрение: священная книга Коран определила основные эстетические принципы культуры. Искусство ислама носит иконоборческий характер – в обращении к темам священной истории запрещается использование изображений живых существ. Общение с Богом осуществляется не через образ, а через Слово. Именно этот постулат рождает совершенно особый художественный язык – каллиграфию. Математически выверенная красота изображенного Слова, превращенного в изящный орнамент, не только служит украшением предмета, но средством общения с Божественным. Надписи становятся своеобразными иконами. Арабская вязь из изречений Корана превращается в тончайший узор, каллиграфические надписи становятся элементом декора архитектурных сооружений и затейливым рисунком на посудных и декоративных формах. Одновременно с каллиграфией развиваются и иные виды орнамента – геометрический и растительный, выражающие идеи божественного абсолюта и непрерывности земного существования. И вершина художественной орнаментальной философии Востока – арабески: бесконечное и причудливое переплетение растительных мотивов, стилизованных изображений плодов, цветов и животных, символизирующее непрерывность земной жизни и Божественной красоты. Фигуративное искусство в мусульманской культуре становится формальным и стилизованным. Искусство ислама отличает особый плоскостной вид изображений людей и животных в декоре, не связанном со Священной историей. Произведения декоративного искусства мусульманских стран, представленные на выставке, ярко отражают и общую специфическую черту этого искусства – широкое понятие о восточной роскоши. Великолепие материалов, форм, инкрустаций, каллиграфии и орнаментов, яркость цвета и сияние света придает им качество драгоценностей. В отличие от христианского искусства подобные образцы создавались исключительно для любования и красоты. Они были, как правило, лишены утилитарной функции, в быту ими не пользовались На выставке демонстрируются лучшие изделия музейного собрания: чаши, блюда, сосуды, вазы, кальяны, шкатулки, изразцы (плитки) и изразцовые панно - создающие собирательный образ мира средневекового художественного ремесла. Собрание было сформировано специалистами музея в 1920-1950-е годы: произведения были отобраны в музеях и музейных хранилищах Москвы и Ленинграда, поступили из знаменитых собраний (Д.И. Щукина, И.С. Остроухова, С.Д. Шереметева)